КУЛЬТУРА В КРАСНОГВАРДЕЙСКОМ

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

VK
ОК

<< < Ноябрь 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Пакт Рериха

020804 03 1

 

    «Пакт Рериха. История и современность»


020804 03 1Выставка «Пакт Рериха. История и современность» посвящена 80-летию подписания Международного Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, вошедшего в историю как Пакт Рериха (1935 г.), а также 140-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха, которое широко отмечается в этом году.
Выставка предоставлена Международным Центром Рерихов (г. Москва) и прошла уже в более десяти странах.
Экспозиция разделена на шесть разделов, посвященных рождению идеи, истории и подписанию Пакта, знаку Триединства в веках и культурах, актуальности идей Пакта и деятельности Международного Центра Рерихов.
Культурным ценностям угрожают опасности самого различного характера, они нуждаются в заботе и охране, для того, чтобы мы могли их использовать в интересах нынешних и грядущих поколений. Памятники культуры гибнут в огне военных пожарищ. Но не только. Они гибнут от невежества и недостатка средств на их сохранение и реставрацию. В мире наживы они гибнут от отсутствия заинтересованности в их сохранении – если это не дает прямого дохода.
Документом, который предусматривает международную правовую защиту культурным памятникам стал Пакт Рериха.
Текст Пакта см. в приложении (прочитать первый и третий пункт).
1. «Рождение идеи Пакта»
Идея международной правовой защиты культурных ценностей возникла во второй половине XIX века (Заключительный акт Берлинской конференции 1865, Гаагские мирные конференции 1899 и 1907). Однако только Пакт Рериха, принятый в 1935 г., поставил цель охраны культурных ценностей во главу угла и отбросил все оговорки о военной необходимости, позволяющей снизить эффективность охраны в военных условиях.
Инициатором Пакта был Николай Константинович Рерих (1874-1947) – художник, писатель, археолог, путешественник, но прежде всего общественный деятель, который служил Культуре.
Н. К. Рерих получил образование на юридическом факультете Петербургского университета, где прослушал курс по международному праву у известного правоведа Ф. Ф. Мартенса, и в Академии Художеств (был учеником А. И. Куинджи) (стенд с биографией). Кроме того, во время обучения посещал исторический факультет Петербургского университета.
В 1903 году Николай Константинович вместе со своей женой Еленой Ивановной предпринял большое путешествие по древнерусским городам России. Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Эта «поездка за стариной» охватила 40 городов: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Суздаль, Псков и т.д. Рерихом была создана большая серия архитектурных этюдов, насчитывающая около 90 произведений. Художник запечатлел не только внешний облик храмов, но и внутренние интерьеры («Интерьер церкви Богоявления», «Ростов. Интерьер церкви»). Именно тогда Николай Константинович увидел, что многие памятники рушатся. Некоторые храмы, изображенные на полотнах мастера, к настоящему времени не сохранились, и мы можем любоваться ими только на его картинах («Ярославль. Храм св. Власия»). B of P 14
«Терем бояр Романовых» (1903) в Костроме входит в комплекс Ипатьевского монастыря. Члены царской семьи почитали его как свою фамильную святыню. Сюда в 1613 году прибыли послы Земского собора с прошением к молодому Михаилу Федоровичу Романову взойти на царство. Совпало так, что история царской династии Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.
По впечатлениям от поездки он напишет: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни» (цитата на пластике). Позже Рерих придет к выводу, что разрушение памятников культуры носит всемирный характер.
В 1904 году Рерих высказывает мысль о защите культурных ценностей, сделав доклад об этом в обществе архитекторов; во время русско-японской войны предоставляет на рассмотрение российскому правительству проект международного договора об охране памятников культуры; в период Первой мировой обращается с призывами обеспечить правовую защиту культурным ценностям к президенту Франции, послу США, российскому императору Николаю II.
2. История Пакта Рериха
В 1914 г. Николай Константинович создает плакат «Враг рода человеческого», которым осудил военные действия, вызвавшие разрушения памятников культуры в городах Европы. Рериха потрясло то, что самые цивилизованные страны Европы разрушают соборы, дворцы, скульптуры, живописные полотна.
Литография «Враг рода человеческого» изображает Вильгельма II в виде кайзера-дьявола на фоне двух средневековых городов, бельгийского Лувена, где германская армия бомбардировала университет со знаменитой библиотекой, и французского Реймса, где от артиллерийского обстрела сильно пострадал фасад собора.
В 1929 году Н. К. Рерих, получивший юридическое образование, в сотрудничестве с рядом европейских юристов подготовил и опубликовал текст проекта Пакта о защите культурных ценностей. Проект получил широкую поддержку мировой общественности. Он был выдвинут на Нобелевскую премию мира (1929), город Брюгге в Бельгии стал центром распространения идеи Пакта Рериха (1931) («Здание в Брюгге, где размещался Международный союз пакта Рериха»). В Брюгге созывается Первая и Вторая международная конференция, целью которых было распространение идей Пакта. Третья конференция Пакта была созвана в Вашингтоне в 1933 г. при участии официальных представителей 36 стран.
Во время работы Первой конференции в древнейшей святыне этого города капелле Святой Крови впервые произошло освящение Знамени Мира – отличительный флаг для обозначения объектов охраны, представляет собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя кругами. Рерих придавал этому факту большое значение. Считается, что в этой часовне хранится помещенный в сосуд сгусток крови Христа.
Не случайно конференции проходили именно в Брюгге – одном из древнейших городов Западной Европы, который сам по себе является памятником средневековой культуры. Территория Бельгии в XVII веке носила название «Фландрия», здесь был один из центров духовного возрождения Европы (Северное Возрождение в Нидерландах). Сам Рерих говорил: «Город ван Эйков и Мемлинга всегда был притягателен мне».
imagesЕще в марте 1914 года Рерихом была закончена картина «Зарево». На фоне бельгийского замка около изваяния бельгийского льва (символ герба страны) на страже стоит в полном вооружении рыцарь. Картина входит в так называемую Пророческую серию Рериха. Через четыре месяца станет ясно, что этим рыцарем был король Бельгии Альберт. В августе Германия вторгнется в пределы Бельгии, бельгийская армия во главе с Альбертом окажет ей ожесточенное сопротивление, но в итоге ей придется отступить.
Идея Пакта нашла отражение в искусстве Николая Константиновича. Специально Пакту посвящена картина «Святая заступница» (1933). На картине изображен город, который покрывает своим плащом Святая Мадонна. Город символизирует достояние людей, которое нуждается в защите и покровительстве. Этот город объединяет культурные памятники разных народов и религий. Издревле, женщины и женские божества (Афина, София) почитались покровителями городов (женщина обустраивает дом, а следовательно и город). Для картины «Мадонна заступница» Рерих использовал образ из западноевропейского искусства Мадонны делла  Мизерикордия (Милосердия).
Далее представлена репродукция портрета Н. К. Рериха 1937 г., выполненного его сыном Святославом. Рерих изображен около камня Чинтамани. Это изображение Николай Константинович встречает во время Центрально-Азиатской экспедиции в селениях Монголии и Тибета. Монгольские и тибетские предания говорят, что в давние времена с далекой звезды упал на землю чудесный камень – Чинтамани. Его с вершин гор в долины несет Белый конь (по-монгольски – Эрденн Мори – Конь Счастья). По поверьям, всюду, где появлялся Эрдени Мори, наступало счастье.
В 1935 году в Вашингтоне, в присутствии президента Рузвельта, Соединенными Штатами Америки и представителями 21 американской республики был подписан Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Этот документ получил известность как Пакт Рериха. Открытки, посвященные Пакту, свидетельствуют о продвижении среди мирового сообщества идей Пакта Рериха и Символа Знамени Мира. Слева на баннере изображен Мастер-билдинг («Дом мастера», «Дом учителя»), который построен по инициативе Рериха, включавший в себя Институт объединённых искусств. Почитателями Рериха, еще при его жизни, в здании открывается музей его имени (1923). Так Рерих осуществлял свои планы по созданию очагов культуры в разных странах.
В 1954 году на основе Пакта Рериха была подписана Гаагская конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».
В репродукции картины «Короны (1914) три короля клятвенно скрестили мечи. Вместо корон на их головах художник изобразил воинские шлемы. Сами короны, пояснил он, превратились в уплывающие облака. Художник предчувствовал не только ужасы войны, в период грядущих битв он ждал и больших перемен, объединения. Возможно, эта картина в преддверии Первой мировой была реакцией на создание Антанты, противостоящей Тройственному союзу во главе с Германией.
Знамя мира можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. «Мадонну Орифламма» (1932) сам художник называл «Владычица Червонно-Пламенная». Речь идёт о золоте как символе высшей духовности, причем о золоте высшей пробы – червонном золоте с красноватым оттенком. Орифла́мма (фр. oriflamme от лат. aurum — золото, flamma — пламя). В средневековой Франции орифламмой называли боевой флаг короля. Носилась она почетным хоругвеносцем и выбрасывалась на копье в критический момент боя. Орифламма Рериха призывает здесь не к сраженью, а к охране всей красоты мира. Сама Мадонна Орифламма держит в руках Знамя Мира, центральный символ которого также многозначен. О Знамени Мира Рерих писал так: Знак триединости «…объясняют разно – одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом вечности. Для других ближе пояснения, что это религия, знание и искусство в кольце культуры». Знак РХ – монограмма Христа.
В предчувствии Первой мировой войны написана картина «Меч мужества» (1912): стражникам, уснувшим у врат старого замка, Ангел приносит огненный меч, чтобы пробудить их для предстоящей битвы и вдохнуть в них дух мужества. Уместно будет вспомнить строки из А. А. Ахматовой: Час мужества пробил на наших часах/ И мужество нас не покинет.
 «София-Премудрость» (1932) ведет свои истоки от православных христианских образов, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила – предводителя небесного воинства. Вместо нимба Софии – пылающий диск солнца. Согласно традиции София держит закрытый список, в котором неведомые тайны Божии. Рерих раскрывает список. На нем – Знамя мира.
3. Знак Триединства в веках и культурах
Знак Знамени Мира – знак Триединства – один из древнейших символов человечества. Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, проводимых в различных регионах планеты, в результате изучения памятников искусства разных времен и народов Рерих обнаружил, что этот знак прошел через историю и культуру многих народов мира. «Везде» - так назвал свою статью, посвященную знаку Знамени Мира, Николай Рерих.
В гениальной «Троице» Андрея Рублева как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство. Рерих в своей картине «Знак Троицы» (1932), выявляет этот круг и сближает нимбы ангелов, получая ясную композицию знака Знамени Мира.
Знаками Знамени Мира встречаются во многих архитектурных сооружениях: в России (Церковь Спасо-Евфимиева, Суздаль), в Австрии (Часовня св. Бернарда), в Бельгии, на мечете в Каире, на Соборе Парижской Богоматери, буддийских храмах Индии и Кореи.
Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак. Он же присутствует на древнегреческих кратерах, на японских гравюрах и индийских вышивках. На иконах Чудотворца Николая XVI века и на синайской иконе Христа Пантократора VI века, древнейшей иконе с изображением Христа, тот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. На знаменитой картине Мемлинга, фламандского художника XV века, на груди Христа ясно виден этот же знак (символично, что круги разных цветов: фиолетового, красного и зеленого).
Символ Знамени Мира никогда не обозначал принадлежность к какой-либо нации или религии.
4. Актуальность идей Пакта Рериха
Пакт Рериха был предложен мировому сообществу накануне Второй мировой войны. В мире нарастала напряженность, разгорались локальные военные конфликты в Испании, Абиссинии; в Германии и Италии поднимал голову фашизм. Пакт и Знамя Мира помогли бы сохранить не только утраченное наследие, но и человеческие жизни. Но призывы Рериха к миру, к защите культуры не всеми были услышаны.
Были разрушены памятники мирового значения (Эрмитаж, Русский музей, Гатчинский дворец, Ясная Поляна, где жил Л. Н. Толстой), среди них памятники Древней Руси (Спас на Нередице, Ново-Иерусалимский храм г. Истра, Псковский кремль).   
Петергоф – красивейший пригород города Санкт-Петербурга, основанный Петром Великим в 1705 году, был превращен в пепелище. Только в январе 1944 года он был освобожден Советской армией. Восстановлено было не все. Безвозвратно погиб Английский дворец - творение Растрелли и два дворца герцогов Ольденбургских и Розовый павильон в Старом Петергофе.
В работе «Ангел последний» (1912) в полную силу звучит мотив возмездия. Над землей, объятой пожаром, — ангел, окруженный огненными клубящимися облаками. Картина входит в Предвоенную или, как о ней иногда пишут, Пророческую серию работ.
Сегодня, в ХХI веке, проблема безвозвратной утраты ценностей культуры не стала менее острой. Фотосвидетельства катастрофических разрушений культурных памятников в Ираке, бывшей Югославии, Афганистане, Египте, Сирии говорят как раз об этом. И сегодня мы должны учиться отстаивать безусловную защиту культурных памятников в военное и мирное время, в не зависимости от того, христианский ли это памятник, или мусульманский, буддийский, древнеегипетский…
Статуи Бамианских Будд, высеченные в скалах, были высечены в окружающих долину скалах в I в. н. э. В XI веке долина была присоединена к мусульманскому государству Газневидов, однако буддийские святыни тогда не были разрушены. В 2001 году, вопреки протестам мировой общественности и других исламских стран, статуи были варварски разрушены талибами. Боевики, во исполнение указа о разрушении "богов неверных" приложили максимум усилий. Операция проводилась в течение двух недель. Вначале несколько дней статуи расстреливались из 2-х зенитных орудий и артиллерии, затем в ниши у основания были заложены противотанковые мины.
Рерих отмечал, что «кроме государственного признания [Пакта], нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми».
5. Деятельность Международного Центра Рерихов
Следующее здание пришло в упадок уже в мирное время.
В 1990 году младший сын художника Святослав Николаевич Рерих, выполняя волю родителей, передал Советскому Фонду Рерихов (ныне МЦР) богатейшее наследие своей семьи: более 400 картин, архив, библиотека и семейные реликвии. Это наследие стало основой для открытие в Москве Музея им. Н. К. Рериха. Здание для будущего музея Святослав Николаевич выбирал сам – его выбор пал на старинную усадьбу Лопухиных XVII – XIX веков, в непосредственной близости от Московского Кремля. Без привлечения бюджетных средств, усадьба была восстановлена из руин. Интересно, что в роду Лопухиных была Евдокия Лопухина – первая жена Петра I, отправленная им в монастырь.
Для Святослава Николаевича чрезвычайно важным был вопрос о том, кому можно доверить бесценное наследие родителей. Таким человеком стала для него Людмила Васильевна Шапошникова – индолог, писатель, глубокий и серьезный исследователь творчества Рерихов. Именно ей он поручил руководство будущим Центром­-Музеем, сделав ее своим доверенным лицом. В 2010 году деятельность Л. В. Шапошниковой получила высокое европейское признание. Она стала лауреатом Премии Европейского Союза по Культурному Наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд».
На нижней фотографии реставрируют портрет жены Рериха, Елены Ивановны, кисти Н. К. Рериха. Сейчас он находится в постоянной экспозиции музея.
Под Знаменем Мира проходили многие международные культурные и миротворческие акции. Знамя Мира было установлено на Северном и Южном полюсах мира (фотография Генерального секретаря ООН Кофи Аннана со Знаменем, побывавшем на Южном полюсе). В 1990 г. Знамя было впервые поднято над нашей планетой космонавтами А. Н. Баландиным и А. Я. Соловьевым. С 1997 года находится в Космосе, на борту орбитальной станции «Мир».
Фестиваль «Россия-Индия-Тибет» в Международном Центре Рерихов. На фотографии монахи проводят один из буддийских ритуалов - посвящение Калачакры, которое включает в себя создание мандалы из цветного песка или порошка, сопровождающееся молитвами и медитацией. Создание мандалы может продолжаться несколько дней. Но когда мандала завершена - процесс медитации и познания божественного закончен, мандала должна быть разрушена. Смысл этого разрушения - в демонстрации идеи непостоянства всего сущего.
pactДанная выставка началась с проведения в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в апреле 2012 г. и прошла уже в десяти странах мира (фото открытия выставки в Берлине и Швейцарии).  
Цель представленных проектов – призыв к сотрудничеству под Знаменем Мира во имя сохранения Культуры и Красоты.
Одна из главных целей МЦР – это сохранение и популяризация наследия Рерихов, к крупице которой мы сможем сейчас прикоснуться.
У Н.К. Рериха есть картина «Странник Светлого Града» (1933). Она отражает идею поиска Высшего Начала, Бога внутри себя. Одинокий путник (пути духа всегда одиноки) подходит к городу, стоящему у подножия гор. В одном из поучений сказано: «Меж болот мирской неправды, среди дебрей ложного знания, миную скалы человеческой глупости, обретешь равнину исканий. А посреди – озеро живой воды».
Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат (Пасхальная ночь), 1934. Празднование Пасхи, Воскресения, начинается крестным ходом ещё ночью, в самом начале будущего дня. Икона Богородицы, расположенная над входом в храм, благословляет священное шествие. На картине помимо свечей, в руках людей много икон. Вместе с Высшими Силами созидается Новый мир. Пасха переживалась как участие (со-погребение и со-воскресение Господа). Действие «Фауста» И. Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.
Если искать идеи соборности в прошлом, то нужно вспомнить Сергия Радонежского (ок. 1321-1391) и его завет: «Все для любви, которая собирает». Сергию Радонежскому Рерих отводил исключительное место в отечественной истории, называя его «великим наставником народов».
Картина «И мы трудимся» (1922) показывает, что путь духовного становления начинается с тяжелого физического труда. Сергий исключал любую форму использования подневольного труда крестьян на монастырских землях. Эти земли должны были возделывать сами монахи. По мнению Сергия, человек имел право вознаграждения лишь за такой труд, который был выполнен собственными руками. Строя монастырь, Преподобный Сергий сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию "как раб купленный". В тяжелую годину именно монастыри кормили окрестные села. Святые идут на значительном расстоянии друг от друга, что говорит о том, что нет праздной болтовни между монахами. Они идут в молитвенном предстоянии. Ритмические линии фигур, коромысел создают впечатление мерного движения. На картине использованы некоторые принципы иконописи. Фигуры монахов изображены плоскостно как на древнерусских иконах.
Картина «Земля Славянская» (1943) написана в конце жизни художника, когда он уже 20 лет живет в Индии, в то время как на родине идет война. Под сводами звонницы с силуэтом колокола – старец-монах, устремивший взор вдаль. Вдали городок с золотыми куполами храмов, окольцованный белокаменной стеной. То ли быль, то ли чудное видение, пригрезившееся чернецу? В эмоциональном строе полотна звучит тоска художника по Родине, надежда на возвращение.
На репродукции картины 1932 г. стоит величественная фигура Сергия. В руках Сергий держит храм - "Покров на Нерли", посвященный Святой Богородице. В своей жизни Сергий был удостоен встречи с Божьей Матерью. Позади холма, на котором стоит Сергий, дружина князя Дмитрия Донского. Рерих говорил: «Преподобный дважды спасал Родину от врага внешнего, от него же спасет в третий раз». В первый раз Преподобный благословил московского князя на Куликовскую битву, во второй раз – явился в виде видения Минину и Пожарскому. Можно предположить, что в третий раз спасет от фашистов.
На одеждах Сергия – три круга. Именно Сергий воплотил идею Троицы в русском православии. И поэтому монастырь, им основанный, называется Троице-Сергиева Лавра.
Художник на картине «Сергий Строитель» (1925) изображает построенную им церквицу, с которой началось строительство будущей Троице-Сергиевой Лавры. Крепким иноком, тружеником, спокойно и уверенно работающим топором, показывает художник Сергия – таким строителем запечатлелся он в народной памяти. Рядом наблюдающий за трудами человека медведь, которого святой приручил. Цветовая гамма произведения с ее небесной синевой и снежной белизной созвучна духовной ясности и нравственной чистоте Преподобного. В картине господствует ритм вертикалей и диагоналей. Вертикали в стволах сосен, елей, кресте на маковке символизируют связь неба с землей. Диагонали в протяжных линиях холмов – постоянное восхождение духа.
Среди подвижников на картинах Рериха – Прокопий Праведный, который сидя на высоком берегу реки, молится за неведомых плавающих. Прокопий был немецкий купец и торговал в Новгороде. Пленившись учением Православной Церкви, он отказался от папизма, принял православие и оставил торговлю. Жизнь православных иноков так подействовала на него, что он, раздав имение бедным, поселился на некоторое время в Хутынской обители (в 10 верстах от Новгорода), но вскоре удалился в Великий Устюг и там вступил на путь юродства.
На картине «И мы открываем врата» (1922) в просвете врат вырисовывается характерный русский пейзаж. Так зритель вводится в мир Древней Руси. Сквозь символические врата на переднем плане картины Часовня Сергия.
Картина «Книга Голубиная» (1922) написала на сюжет русского духовного стиха о Голубиной или Глубинной, т.е. хранящей глубинные, сокровенные знания, книге. Веками по Руси ходило сказание. Однажды гласило оно, из тучи выпала Книга, и была она очень большой. Сорок царей сорок князей, сорок попов, сорок дьяконов и еще много народа православного пытались открыть ее, но не смогли. Открылась чудесная Книга только пред царем Давидом Есеевичем. И все, что было написано в этой Книге, объявилось ему. Но видимо Книга зря открылась перед царем Давидом, ибо он не смог в ней прочесть ни строчки. ...Книга называлась «Глубинная», но потом стала «Голубиной».
В работе "Сам вышел" (1922) к высокому берегу, на котором виднеется храм, приближается ладья. На ней стоит в молитвенном устремлении женщина, к которой по воздуху в окружении огромной светоносной ауры спускается святой. В нем угадываются черты Преподобного Сергия Радонежского.
pakt75mainВ лучшее будущее без Культуры не войти, поскольку именно Культура привносит в жизнь и самые нужные знания и свободу и помогает украсить саму жизнь. Поэтому необходимо всеми мерами укреплять сотрудничество в области охраны культурных ценностей как основы международного культурного общения. Но в тоже время история наглядно демонстрирует – какими бы совершенными ни были международно-правовые нормы, принятые в защиту культурных ценностей, они не могут хотя бы в какой-либо приемлемой степени решить эти проблемы. Грань, которая отделяет человека от разрушителя, находится внутри самого человека и называется ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Именно это качество определяет культурный уровень человека, а, следовательно, его отношение к высшим достижениям культуры.
Экскурсию можно закончить словами самого Н. К. Рериха: «Посылая привет о Культуре, нельзя послать его без улыбки, без зова дружбы. Так и сойдемся, так и соберемся во Благо, во Знание, в Красоту. И сделаем это неотложно, не упустив ни дня, ни часа для строительства доброго».

Использованные источники:
1.    Знамя мира [редактор-составитель О.Н. Звонарева] – М.: Международный Центр Рерихов. – 1995 – 384 с.
2.    Н. К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Одесса, 16-18 мая 2000 г. – Одесса: Астропринт, 2001. – 244 с.
3.    Пакт Рериха. Знамя мира [составители Т.В. Аверьянова, М.С. Бухаркова] – М., 2004 – 28 с., с исправлениями.
4.    Каталог картин Николая и Святослава Рерихов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gallery.facets.ru/catalog.php

ПРИЛОЖЕНИЕ
ДОГОВОР ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ,
подписанный в Белом Доме представителями двадцати одной американской республики
15 апреля 1935 года в 12 часов дня
Высокие Договаривающиеся Стороны, в стремлении придать договорную форму положениям резолюции, одобренной 16 декабря 1933 г. всеми государствами, представленными на Седьмой международной конференции американских государств в Монтевидео, которая рекомендовала правительствам американских государств, которые еще не подписали Пакт Рериха, инициатором которого выступил Музей Рериха в Соединенных Штатах, присоединиться к этому Пакту, направленному на всемирное признание знамени, уже установленного и хорошо известного, чтобы защитить в случае опасности все памятники, составляющие культурное наследие народов и находящиеся как в государственной, так и в частной собственности, приняли решение заключить соответствующий договор в целях обеспечения уважения и защиты культурных ценностей в военное и в мирное время, и договорились о нижеследующем:
СТАТЬЯ I
Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и защитой воюющих сторон.
Таким же уважением и защитой пользуются сотрудники вышеназванных учреждений.
Такое же уважение и защита распространяются на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время.
СТАТЬЯ II
Нейтралитет, защита и уважение к памятникам и учреждениям, упомянутым в предыдущей статье, признаются на всей территории, которая находится под юрисдикцией каждого из подписавшихся и присоединившихся Государств, независимо от государственной принадлежности указанных памятников и учреждений.
Соответствующие правительства соглашаются предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такой защиты и уважения.
СТАТЬЯ III
Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, будет использовано отличительное знамя (красная окружность с тремя красными кружками в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Договору.
СТАТЬЯ IV
Правительства Государств, подписавших настоящий Договор или присоединившихся к нему, одновременно с подписанием Договора или присоединением к нему, или в другое время, направляют в Панамериканский союз перечень памятников и учреждений, которым они желают обеспечить защиту, предусмотренную в настоящем Договоре.
Панамериканский союз, в свою очередь, направляет другим правительствам перечень памятников и учреждений, упомянутых в данной статье, а также информирует другие правительства о любых изменениях в указанном перечне.
СТАТЬЯ V
Памятники и учреждения, указанные в статье I, лишаются привилегий, предусмотренных в настоящем Договоре, в случае их использования в военных целях.
СТАТЬЯ VI
Государства, не подписавшие настоящий Договор в день его открытия для подписания, могут подписать его или присоединиться к нему в любое время.
СТАТЬЯ VII
Депозитарием документов по присоединению, ратификации или денонсации настоящего Договора будет Панамериканский союз, который уведомляет все Государства, подписавшие настоящий Договор или присоединившиеся к нему, о каждом документе, переданном союзу на хранение.
СТАТЬЯ VIII
Настоящий Договор может быть денонсирован в любое время любым из Государств, подписавших или присоединившихся к нему, при этом денонсация вступает в силу через три месяца после уведомления о ней других Государств, подписавших настоящий Договор или присоединившихся к нему.
Вступление в силу Договора засвидетельствовали и подписали его от имени своих правительств полномочные представители Государств после полного исполнения их полномочий в соответствующей и надлежащей форме и скрепили Договор своими печатями, проставив дату против своих подписей.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

«Село родное – капелька России»

«Село родное – капелька России»

15 Ноябрь 2017

  5 ноября 2017 года в Краснознаменском СДК прошло праздничное мероприятие, посвященное Дню села.

Праздничный концерт "Музыка вновь слышна"

Праздничный концерт "Музыка вновь слышна"

26 Октябрь 2017

  1 октября отмечался Международный День музыки, учрежденный по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО в 1975 году.

«Ах, какие  наши годы!»

«Ах, какие наши годы!»

26 Октябрь 2017

  В первый день октября по традиции Удачненский сельский Дом культуры  гостеприимно распахнул свои двери  для  людей  пожилого возраста.

«Лишь солнце, и земля, и труд - хороший урожай дадут!»

«Лишь солнце, и земля, и труд - хороший урожай дадут!»

26 Октябрь 2017

  8 октября, в День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности,  в Пятихатке  состоялся Праздник Урожая - 2017.

«День Государственного герба  и Государственного Флага   Республики Крым» в Удачненском сельском Доме культуры

«День Государственного герба и Государственного Флага Республики Крым» в Удачненском сельском Доме культуры

25 Сентябрь 2017

  24 сентября в Удачненском сельском Доме культуры  в 15:00 проводился   Патриотический час-лекция  ко Дню  Государственного герба  и Государственного Флага  Республики Крым.

«Мы понесли невосполнимую утрату!»

«Мы понесли невосполнимую утрату!»

12 Сентябрь 2017

  11 сентября 2017 года  в возрасте 55 лет  после тяжелой болезни  ушел из жизни заведующий Калининским сельским Домом культуры  Аблялимов Расим Сеитмеметович. Родился Расим Сеитмеметович 30 мая 1962 года...

«Согреем ладони, разгладим морщины!»

«Согреем ладони, разгладим морщины!»

26 Октябрь 2017

29 сентября в Дубровском сельском клубе чествовали бабушек и дедушек. Мероприятие было приурочено к Международному дню пожилого человека, который отмечается 1 октября.

2okfb

 Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система»  Красногвардейского района Республики Крым 

 пгт Красногвардейское, ул.Энгельса, 7

 ЦКС: mbuk.cks2015@mail.ru   3(6556)2-55-85

 Дом культуры: dom.kultury.2011@mail.ru   3(6556)2-49-50